Актуальная эпидемиологическая ситуация и связанные с ней ограничения в стране все чаще вынуждают владельцев магазинов придумывать новые возможности для клиентов. Одной из них является удаленный заказ и доставка товаров на дом. В связи с этим важно понимать, как лучше оформить курьера для своего магазина, что предусмотреть и как закрепить материальную ответственность сотрудника.
Основные виды оформления курьера для магазина
Актуальное на момент 2021 года законодательство страны позволяет оформить взаимоотношения с курьером одним из двух способов:
- Путем заключения полноценного трудового договора с последующим зачислением в штат сотрудников.
- Через договор гражданско-правового характера, как с обычным исполнителем.
Выбор конкретного варианта зависит от задач, которые преследует наниматель (владелец магазина).
Заключение трудового договора с курьером
Заключение трудового договора будет идеальным решением, если у магазина есть постоянный поток заказов с необходимой доставкой. В такой ситуации действительно будет необходимость в сотруднике, который всегда доступен в определенное время и выполняет обязанности по договору.
Алгоритм заключения трудового договора с курьером будет таким:
- Подписываем с будущим работником трудовой договор.
- Оформляем приказ о приеме на работу.
- Уведомляем Налоговую службу об успешном принятии на работу нового сотрудника.
- Тщательно подготавливаем должностную инструкцию. В этом документе прописываются все ключевые обязанности курьера. Работник должен ознакомиться с ними, согласиться и поставить свою подпись.
Оформленный по трудовому договору курьер имеет все те же права, что и другие сотрудники — он будет получать регулярную и прогнозируемую заработную плату, оплату по больничным (в случае необходимости), отпускные выплаты.
Даже должность курьера обязательно прописать в штатном расписании (Классификатор профессий предусматривает код 9151).
Закрепление обязанностей и ответственности курьера магазина
Четкое внесение всех обязанностей курьера в должностную инструкцию — обязательная процедура, к которой нужно относиться с предельной внимательностью. Типичные обязанности, которые можно внести в этот документ:
- необходимость созвона с клиентами для уточнения подробностей и удобного времени доставки;
- четкая доставка товара по указанному адресу;
- прием от клиентов наличных с последующей передачей работодателю, либо прием оплаты посредством терминала;
- обязательное оформление акта приема/передачи через подписи;
- регулярный сбор товаров у сторонних поставщиков и доставка в магазин;
- и так далее (в зависимости от специфики и задач конкретной торговой точки).
Еще одной обязательной процедурой при оформлении курьера на работу в магазин, будет документальное оформление ответственности за потерю или порчу товаров/имущества. Связано это с тем, что курьер постоянно имеет дело с:
- Товарами.
- Деньгами.
- Другими материальными ценностями.
- Автомобилями и иными транспортными средствами для развоза и доставки.
Любые махинации с финансами, порча имущества, откровенная кража и прочее могут повлечь ответственность для работника — от административной и до криминальной. Поэтому лучше заранее прописать все правильные алгоритмы для работы курьера, чтобы минимизировать возможность возникновения таких проблем.
Должность курьера — одна из тех, с которой можно заключить договор о полной материальной ответственности (изучить список можно в этом постановлении). Сделать это тоже нужно обязательно. Нести такую ответственность работник будет в том случае, если получил имущество и ценности под отчет или другие подтверждающие документы.
При этом важно понимать, что курьер будет возмещать исключительно фактический нанесенный ущерб. Закон не обязывает его покрывать убытки, которые понес магазин из-за той ситуации, которая сложилась из-за его недобросовестного выполнения обязанностей.
Примером будет ситуация, когда курьер опоздал с доставкой, а клиент отказался из-за этого ее забирать. Максимум санкций работодателя в таком случае — выговор. Но взыскивать ущерб с работника не разрешается.
Напоследок отметим последний важный и, для многих, очевидный момент. Курьер — это работник, который формирует имидж вашего заведения. В инструкции нужно зафиксировать стандарты его внешнего вида, недопустимость приема алкоголя, регулярных опозданий и прочего.
Договор гражданско-правового характера с курьером
Договор гражданско-правового характера — второй вариант для получения курьерских услуг магазином. С его помощью можно оформлять следующие типы услуг работника этого типа:
- доставка товаров по поручению заказчика;
- оформление документов;
- получение и передача денежных средств.
При использовании этого типа договора владелец магазина уже не имеет права требовать от курьера соблюдения большинства указанных выше обязанностей. У него не будет четкого времени работы (когда приезжать и уезжать из магазина), четких часов работы по направлениям доставки.
Курьер по договору гражданско-правового характера работает по удобному для себя графику и никак не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка.
Другие нюансы:
- Оплачивается такому специалисту не сам процесс работы, а итоговые результаты.
- Результаты фиксируются актом приемки-сдачи.
- Оплата начисляется по договоренности на основе акта.
Все это важно четко соблюдать. Иначе регулирующие органы могут расценить такое сотрудничество, как классические трудовые отношения без оформления трудового договора. А это повлечет за собой штраф, связанный с наличием неоформленного работника.