Продажа хендмейда (вещей ручной работы, сделанных вручную товаров) за границу – это одно из самых перспективных направлений для украинских мастеров в наше экономически непростое время. Даже если вы уже давно и успешно ведете бизнес в Украине, переход на иностранные рынки может стать хорошей возможностью для привлечения сотен, а то и даже тысяч новых клиентов. Тем более, что спрос на украинскую аутентику и все украинское в мире вырос в разы, а конкуренция не то чтобы слишком большая. Эту статью мы хотели бы посвятить вопросу о том, как успешно расширить хендмейд-бизнес на международный рынок или вообще потому, как запустить проект с нуля.
Лучшие платформы (сайты, маркетплейсы) для реализации украинского хендмейда иностранцам
Использование международных маркетплейсов – это идеальный выбор для тех, кто хочет сравнительно быстро и легко найти путь к конечному потребителю в целом ряде западных стран. Они имеют достаточно невысокий финансовый порог входа и небольшие требования к навыкам/опыту. Сейчас можно найти десятки сайтов, полностью ориентированных на продажу товаров ручной работы от мастеров или имеющих отдельный раздел под хендмейд.
Тем не менее, не стоит распыляться на всех — не хватит ни сил, ни времени. Мы порекомендуем три основных, которые пользуются заслуженным многолетним доверием покупателей и репутацией, которая близка к идеальной. Среди них – Etsy, Amazon (с разделом Handmade) и eBay.
Etsy
На сегодняшний день именно Etsy является наиболее популярным международным маркетплейсом для продавцов и покупателей эксклюзивных товаров и произведенных вручную товаров. За последние годы статистика его активных пользователей постоянно увеличивалась и на сегодняшний день составляет более 100 млн человек из десятков различных стран мира. Средняя ежедневная активная аудитория уже давно перешла за отметку в полмиллиона покупателей.
Открыть магазин и продавать вещи на Etsy могут производители, специализирующиеся на таких типах товаров, которые разрешены платформой:
- Хендмейд-вещи (сделанные вручную): игрушки, украшения, одежда, аксессуары, декор, мебель, другое.
- Искусство и коллекционирование: принты, живопись, скульптура, стекольное искусство, коллажи, другое.
- Вспомогательные товары для творчества: наборы сделай это сам, инструменты, техника для самостоятельного изготовления ручей ручной работы.
- Фабричные изделия с уникальными принтами: под заказ конкретного клиента или заранее смоделированные.
- Мастер-классы, курсы и другие учебные материалы в цифровом виде.
- Винтажные вещи, товары с лимитированным выпуском, обладающие коллекционной ценностью — пластинки, диски и так далее.
Если раньше Etsy имела собственную платежную систему Etsy Payments, но не предоставляла к ней доступ для украинских аккаунтов, то получение платежей украинскими магазинами уже доступно. Но если есть желание, платежи можно будет получать и через альтернативные направления — например PayPal.
Преимущества и недостатки Etsy для украинских хендмейд-продавцов | |
Преимущества | Недостатки |
Легкое и простое начало использования | Сложно конкурировать с большим количеством других магазинов платформы |
Отсутствие платы за создание магазина | Объявления размещаются платно |
Наличие действенных платных инструментов продвижения магазина от маркетплейса для всех желающих (гарантированный результат) | Несколько комиссионных отчислений за сделку, что усложняет расчет экономически обоснованной цены |
Невысокий показатель комиссии (6,5% и налоги) | Служба поддержки отвечает только через email |
Встроенные системные аналитические инструменты для отслеживания показателей магазина | Понадобится время для изучения всех нюансов нишевой платежной системы Etsy Payments, которая была знакома украинцам |
Amazon Handmade
Amazon — еще один топовый и один из самых посещаемых маркетплейсов планеты. Его отдельный раздел под названием Amazon Handmade – еще одно неплохое место, где можно было бы зарегистрироваться тем, кто хочет разобраться, как продавать хендмейд за границу выгодно. Изделия ручной работы на этом сайте пользуются большим спросом, что подтверждается статистикой сервиса. Данная категория входит в число разделов, имеющих наибольшее количество успешных продавцов с большими доходами.
При этом, в отличие от предыдущей описанной нами платформы, конкуренция на Amazon более снисходительна. Все потому, что только 6% активных магазинов платформы специализируются на хендмейде. А среди разрешенных товаров максимальное разнообразие – от одежды и до уникальных брелок для животных.
Заметный недостаток выбора Amazon Handmade – это то, что регистрация и старт работы на маркетплейсе немного сложнее. Для этого нужно:
- Создать аккаунт на главной странице маркетплейса.
- Создать и подать заявку на участие в сообществе мастеров.
- Дождаться письма, которое будет содержать ссылку-приглашение в раздел Amazon Handmade для продавцов.
В зависимости от рынков, на которые вы ориентируетесь, следует понимать один нюанс. Использовать раздел для продажи хендмейд товаров пользователям из Европы можно только тогда, когда у вас зарегистрировано полноценное юридическое лицо. Если же в приоритете американский покупатель, то достаточно просто иметь статус ФЛП.
Преимущества и недостатки Amazon Handmade для украинских хендмейд-продавцов | |
Преимущества | Недостатки |
Небольшая конкуренция | Получить доступ к разделу для хендмейда можно только после оплаты профессионального аккаунта Amazon (стоимость – 40 долларов). После одобрения оплату можно отменить |
Отсутствие платы за размещение и отсутствие сроков размещения | Продажа цифрового хендмейда не поддерживается |
Социальные возможности после создания профиля мастера, который может рассказывать о бизнесе и повышать лояльность сообщества клиентов | Оплата приходит не быстро – после 24 дней с момента отправки покупателю |
Множество рекламных возможностей на основе Amazon Ads | Продолжительная проверка доказательств того, что вы действительно занимаетесь изготовлением товаров ручной работы (может занимать до двух недель ожидания) |
Десятки вспомогательных сервисов от Amazon | Самая высокая комиссия среди конкурентов (15% за каждую успешную продажу) |
eBay
Еще один мировой лидер, немного уступающий Amazon — это eBay. Он также хорошо подходит для реализации продуктов ручной работы. Среди посетителей эти предложения в совокупности занимают десятое место по популярности. Уникальная возможность платформы — выбор одного из двух вариантов продажи — за фиксированный ценник или за сумму, которая будет получена в результате открытого аукциона продолжительностью около недели.
Комиссия маркетплейса eBay немного меньше конкурента в виде Amazon — всего 10% из конечной суммы сделки. Особых условий к хендмейду тоже нет. Их можно размещать так же, как и любую другую продукцию.
Создать свой магазин на eBay наиболее выгодно не нацеленным на международные рынки, а тем, кто хочет масштабировать бизнес именно на США. Жители Соединенных Штатов – основная категория посетителей платформы.
Преимущества и недостатки eBay для украинских хендмейд-продавцов | |
Преимущества | Недостатки |
Легкая регистрация, никаких требований к оплате и взносам | Регулярные проверки и повышенная возможность блокировки аккаунтов со сложной процедурой разблокировки |
50 первых объявлений бесплатны, а дальше по 35 центов за штуку | Требование покупателей из США к быстрой и качественной доставке |
Обязательная абонплата отсутствует | Служба поддержки доступна только через email |
Наличие платных инструментов для продвижения | |
Наличие платных сервисов, облегчающих и автоматизирующих работу |
Дополнительный собственный сайт
Создание собственного сайта – это требовательная к ресурсам задача, но после открытия страниц на маркетплейсах она гарантирует бизнесу дополнительные мощности для развития. Всем, кто хочет не просто продавать товары через посредников, а развивать узнаваемость собственного бренда на конкретном рынке, обязательно нужно создать собственный локализованный сайт.
Отдельный интернет-магазин – это то, что позволит экономить на комиссионных, поддерживать с клиентами более тесные и длительные отношения, полностью контролировать аспекты коммуникации с покупателями и формировать постоянную лояльность.
Собственный сайт – это:
- собственные условия;
- отсутствие зависимости от посторонних правил;
- возможность выбора уникальных платежных инструментов;
- самостоятельный выбор оформления;
- своя ценовая политика.
А если применить инструменты SEO (контекстная и таргетированная реклама, контент-маркетинг и другие) — можно гарантировать постоянный поток новых клиентов на сайт, который со временем потребует значительно меньше затрат, чем аналогичный на маркетплейсах.
Запуск своего сайта по продаже хендмейда требует адаптации под конкретный рынок или группу международных рынков. Наибольшие затраты уходят на:
- Качественную локализацию на английском и других языках нужно, чтобы это был не машинный перевод, а качественный живой язык, который не будет опасений у посетителей.
- Подключение платежных систем, популярных и не запрещенных в целевых странах.
- Заключение договоров с популярными и качественными локальными службами доставки.
- Гарантирование живой клиентской поддержки на основных языках клиентов.
Польза соцсетей для продажи хендмейда
На сегодняшний день 25% покупок хендмейда и других товаров осуществляется покупателями напрямую или косвенно через социальные сети, поэтому игнорировать данный фактор невозможно. Дополнительно – качественное ведение и наполнение страницы в соцсети позволит повысить узнаваемость бренда и ощущение его надежности среди потенциальных покупателей.
Основные рекомендации следующие:
- Произведите анализ своей аудитории и определите, кто в нее входит по разным параметрам и критериям.
- Произведите анализ аудитории разных соцсетей на целесообразность создания там аккаунта бренда (возможно, у некоторых из них будет мало ваших потенциальных клиентов).
- Создайте страницы в соцсетях, которые соответствуют вашим целям по продвижению.
- Есть смысл вести отдельные страницы бренда для разных языковых категорий клиентов (например, не смешивать украинский аккаунт с англоязычным).
Основа успешных продаж в соцсетях — активное ведение страниц с социальной точки зрения, постоянная публикация товаров, коммуникация с оставляющими комментарии. Большинство пользователей не совершают покупку сразу же после знакомства с брендом, а принимают такое решение позже, когда уже давно следят за его активностью в соцсети.
Общие выводы
Масштабирование хендмейд-бизнеса на зарубежные рынки – сложная, но посильная задача. Следует пробовать себя на разных платформах и использовать разнообразные инструменты, чтобы найти свое эффективное направление. Маркетплейсы — это идеальный вариант для старта, но, в случае успешности и популярности вашей продукции, стоит задуматься о том, чтобы развивать собственный бренд, собственную независимую и узнаваемую платформу, собственные правила взаимодействия с клиентами. Желаем вам удачи!