Как рассчитать цену на товар в магазине: маржа и наценка

2021-02-06 03:35
267
Ця стаття на мовах: UA / RU

Стаття у розділах:

Документи та документообіг Бізнес і фінанси

Зміст

Определение финального ценника на товар или услугу – важный элемент деятельности любого магазина. От того, насколько хорошо будет соблюден баланс в цене, зависит успех и популярность бизнеса. В этой статье мы расскажем о следующих моментах:

  • что нужно учитывать при формировании ценника;
  • на что влияет комиссия от посредников;
  • как определить объем маржи и наценки;
  • о других важных моментах из этой же сферы.

Понятие себестоимости и наценки

Цена любого товара в магазине обязательно состоит из двух главных параметров – себестоимости и наценки от хозяина бизнеса. Формула максимально проста:

цена за единицу товара = себестоимость + наценка для заработка

Себестоимость могут формировать такие параметры, как: расходы на производство, стоимость материалов, различные переменные затраты (определяются исходя из объемов сделок), заработная плата работников, траты на доставку, упаковку и даже рекламу.

В общем, себестоимостью смело можно назвать любые совершенные расходы, нацеленные на итоговую продажу товара или предоставление услуги. Определять ее не сложно. Но стоит уделять этому максимум времени внимания. Только так бизнес будет приносить хорошую прибыль.

Наценка – это дополнительная надбавка к себестоимости товара или услуги. Именно благодаря ей существует бизнес, как таковой. Она и формирует тот итоговый доход магазина, который обогащает его хозяина.

Формула наценки будет выглядеть следующим образом:

Наценка = постоянные затраты + налоговая нагрузка + комиссионные от бизнес-посредников + прибыль магазина

Постоянные расходы (логистические траты, арендная плата, зарплата и прочие) могут учитываться как в показателе себестоимости, так и в объеме наценки. Если забыть добавить их в наценку, в итоге придется платить за эти направления за счет прибыли.

Стоит также отметить и то, что добавление комиссии посредников в наценку помогает тем, кто стремится сэкономить. Но, если оплачивать это направление с прибыли самостоятельно, можно продавать товары по более конкурентной стоимости. Цена будет на одном уровне – и у вашего магазина, и у посредника, доставляющего товар.

Расчет наценки производится одним из двух способов:

  1. Все изменчивые и постоянные затраты отправляются в себестоимость (в таком случае наценка будет исключительно чистой прибылью магазина).
  2. Часть затрат идет в себестоимость, а постоянные траты фиксируются в наценке.

Различия между маржой и наценкой

Многие люди и начинающие бизнесмены ошибаются в определении наценки и маржи, а также путают их между собой. Но эти важные показатели далеки от схожести и отображают разные характеристики. Показатель маржи всегда более низкий, а вот объем наценки может быть ограничен лишь «наглостью» ФОПа.

Наценка накладывается на себестоимость и демонстрирует изменчивость ценника в сравнение с закупочными показателями стоимости, тратами на производство, прочее.

Маржа, в свою очередь, демонстрирует прибыльность и рентабельность продаж. Она отображает показатель прибыли в ценнике. Отобразить ее можно как в фактических цифрах, так и в процентах. Она позволяет четко определить то, сколько итоговой прибыли содержится в каждой гривне выручки магазина.

Показатель маржи никогда не превышает 100%. Ее расчет производится каждый отчетный период, чтобы четко понимать динамику прибыльности отдельных направлений бизнеса.

Есть два основных вида маржи:

  1. Валовая маржа – отображает «грязный» доход в цене того или иного продукта.
  2. Чистая маржа – отображает объем чистого дохода магазина в стоимости отдельного продукта.

Наценка отображает показатель добавленной стоимости. Маржа демонстрирует прибыльность, которая и является главной целью бизнеса. Рост наценки обязательно приводит к росту маржи. Но маржа никогда не превысит показатель наценки.

Формирование ценника: на что обратить внимание в процессе

Украинские бизнесмены имеют право самостоятельно формировать стоимость и наценку на все свои продукты. Исключением являются только товары из списка социально важных, цена которых регулируется специальными органами (обычно это популярные и востребованные ежедневные продукты).

В первую очередь нужно: точно просчитать все затраты, определить объем наценки и только на основе этого установить показатель ценника.

Обязательно нужно определить минимальную стоимость, ниже которой продажа будет приносить исключительно убытки. А после этого все зависит исключительно от целей и стратегии хозяина бизнеса.

В список факторов, которые могут существенно повлиять на разлет ценника, также относят:

  • опыт и узнаваемость бренда в бизнесе;
  • средний уровень цен в сфере;
  • популярность продукта;
  • колебания курсов (если закупка производится у иностранных партнеров);
  • поведение конкурентов и их ценники;
  • стратегия и способ продаж.

Ви експерт? Поділіться досвідом на busyb
Сподобалась стаття? Читайте нас в телеграм