В этой статье мы детально раскроем большинство вопросов по ценникам на продукты и товары, относящиеся к непродовольственной категории. Также расскажем о нюансах, касающихся меню таких бизнес-проектов из сферы общепита. Не оставим без внимания оформление штрих-кодов и ценников во время акций. Последняя и одна из самых ключевых подтем статьи будет касаться вопроса санкций за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований законодательства в сфере оформления ценников.
Ценники на продукты и непродовольственные товары
Обязательное наличие отдельного и четко заполненного ценника регулируется Законами Украины. Требование обязательно вне зависимости от того, как именно производится оплата – наличными или при помощи банковской карты.
В зависимости от типа товара, к ценнику предъявляются отдельные требования. Размещаемая на нем информация будет зависеть от того, что продается: продукты или продтовары.
Ценник на продукты обязательно должен включать в себя такие данные:
- название товара;
- показатель сорта, если такой параметр имеется;
- цена (стоимость за 1 кг или 100 гр продукта);
- вес (если входит в категорию фасованных – «вес + общая цена»);
- дата;
- подпись должностного лица (или аналог в виде штрих-кода, о котором мы расскажем в одном из подпунктов ниже).
В случае с непродовольственными товарами (одежда, техника, другое), на ценнике обязательно нужно указать:
- название;
- стоимость за метр, килограмм, единицу;
- сорт, если имеется зависимость итоговой стоимости от этого параметра.
Еще раз подчеркиваем, что к формированию и заполнению ценника нужно относиться внимательно. Указание только цены или отсутствие каких-то важных параметров является вероятной причиной будущих проблем и штрафных санкций. Надзорные органы не упустят возможности поймать вас на ошибке.
Стоимость на ценнике всегда фиксируется с учетом налогов. Дополнительно отображать объем налога на добавленную стоимость не нужно.
Если продажа осуществляется по рекомендуемым производителем ценам, которые заранее были указаны на упаковках, печатать ценник не обязательно. Если имеется своя наценка от магазина, обойтись без ценника не получится.
Также не нужно забывать, что любой покупатель имеет право потребовать от магазина документацию, подтверждающую цены магазина.
Если товар по той или иной причине закончился, поспешите убрать ценники, чтобы не вводить клиентов в заблуждение и не создавать дополнительные трудности для обеих сторон.
Есть ли требования касательно дизайна ценников в Украине
Актуально законодательство Украины не имеет четких требований к дизайну ценника. Нет нормативов для однообразия внешнего вида, цвета, формы или материалов.
В зависимости от возможностей магазина, оформлять ценники можно путем:
- классической печати;
- проштамповки;
- при помощи этикет-пистолета;
- ручного письма, используя ручку или маркер.
Но запрещено использовать инструменты, которые легко стереть (к примеру, карандаш). Единственное четкое требование – надписи должны быть разборчивы и читаемы.
Еще одним уникальным требованием является ограничение для ресторанов высокого класса. Их прейскуранты и меню, ко всему прочему, должны быть оформлены не просто правильно, но и эстетически красиво.
Ценники в общепите: особенности оформления
Бары, кофейни, рестораны и кафе имеют уникальные правила для оформления цен. По факту, аналогом ценников у них может выступать меню. В нем указывается название (имя) товара, его вес, а также цена за штуку или за 100 гр.
Также не воспрещается пользоваться грифельными досками, которые широко распространены именно в кофейнях.
Требования к подписи на ценнике: кому обязательно использовать, а для кого есть альтернативы
Для тех, кто торгует в розницу, есть такие требования:
- Если штрих-коды не используются, нужно оставить подписи на ценниках и прейскуранте (делает это сам предприниматель или ответственный работник). Также обязательно указание даты. Если магазин принадлежит физическому лицу предпринимателю, печать не требуется.
- Если отлажена маркировка товаров штрих-кодами, подписи не требуются. В такой ситуации применяются этикет-пистолеты или ярлыки на специальной ленте.
- Для выездной торговли в мелкую розницу справедливы правила из первого подпункта.
Оформление акций, уценок, скидок и распродаж на ценнике
Если магазин провел запланировал смену стоимости своей продукции, этот факт должен быть четко зафиксирован в ценнике. Важно сделать все так, чтобы потребитель не был введен в заблуждение. Иначе можно нарваться на проблемы со стороны регуляторов.
В случае со скидками, распродажами, акциями, законы запрещают оставлять на ценнике исключительно специальную цену. Правила розничной торговли обязывают информировать потребителей о том, сколько же стоил товар до актуального падения цены.
В случае с переоценкой, нужно просто перечеркнуть старую стоимость и рядом указать новую / наклеить новый ценник поверх старого. Если же переоценка была произведена на основе потери товаром качества, это нужно зафиксировать на ценнике.
Если несколько единиц продукции реализуется по цене одного, это нужно указать в ценнике. Обязательно нужно показать внеакционную стоимость отдельно взятого товара (1 штуки). Также важно указать срок действия промо-акции, а также дополнительные ограничения (например, касающиеся продажи в одни руки).
Государственное регулирование и санкции
Если надзорные органы зафиксируют товар без ценника, вам будет грозить штраф в размере 30% от его цены. При этом зафиксирован порог санкции в 85 грн. Придется оплатить, как минимум, эту сумму.
Административный штраф, закрепленный в законе, закрепляет сумму от 17 до 170 грн за первое, и от 85 до 459 грн за повторное нарушение в течение 12-месячного срока.
В дополнение к этому есть шансы нарваться на штрафы за предоставление недостоверной информации (к примеру, ценник не соответствует итоговой стоимости на кассе). В случае разбирательства можно нарваться на санкцию в объеме от 170 до 850 грн. Повторное разбирательство увеличит штраф до 850-3400 грн.
Именно поэтому важно, чтобы каждый сотрудник понимал, что контроль правильности заполнения и актуальности информации ценников – важная задача.